Курсовая работа на тему развитие навыков общения дошкольников в сюжетно ролевой игре

Некоторые педагоги, наоборот, упрощённо понимают связь игры с обучением. После экскурсии или чтения книги они дают детям материал для отражения в игре, сами предлагают тему игры, считая, что с приобретением новых знаний, впечатлений сразу же появляются новые сюжеты игр. В данном случае неправильно толкуется известное положение «игра -путь к познанию мира». Получается, что виденное или слышанное повторяется, закрепляется в игре, этим значение игры и исчерпывается. Однако на самом деле путь познания ребёнком мира с помощью игры сложный и многогранный, в нём развиваются все стороны личности. Во многих случаях игра служит толчком к расширению знаний. В игре, в практической деятельности, ребёнок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы. Этим непременно должен воспользоваться воспитатель, чтобы расширить и углубить знания детей.

“, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). 3) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку — классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами.

Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость). Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям. Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной деятельности детей. По сравнению со средней группой содержание совместной деятельности детей старшего возраста усложняется, осваиваются новые способы сотрудничества: коллективное планирование, распределение обязанностей или ролей и т. Воспитатель направляет взаимоотношения детей, высоко оценивает факты взаимопомощи, дружной общей работы. Это способствует сплочению коллектива, создает атмосферу доброжелательности в группе. Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости, которые А. Макаренко относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива.

Дети, менее выбираемые в общении — это обычно те дети, которые не любят своих сверстников, сами не пользуются симпатиями в группе и к тому же крайне неуверенны в себе. Используя результаты обследования, можно определить, почему другие дети не любят данного ребенка, почему он сам не любит других, и выяснить, прав ли он, предполагая, что к нему плохо относятся, адекватна ли его самооценка. Отверженный ребенок — это тот ребенок, с которым дети меньше всего предпочитают общаться. Дальнейшим этапом моего исследования стала индивидуальная беседа на выявление определенных качеств личности ребенка. Вывод: Таким образом, результаты данного исследования показали, что категория «лидеры» в группе составляет 45%, «дети, наименее выбираемые в общение» — 55%.

  1. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры.
  2. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
  3. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
  4. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
  5. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей.[20,стр.92].